Архитектурное путешествие. Португалия

(Часть 1) Лиссабон.

Champalimaud Center for the Unknown

Я - абзац. Кликните здесь, чтобы добавить или редактировать текст. Я - идеальное место рассказать о вас, чтобы посетители познакомились с вами поближе.

Архитектурное путешествие: Португалия (10 дней)

Португалия-удивительная  многогранная страна, сочетающая в себе былое величие грозных средневековых  замков, самобытную современную архитеутуру, дома с яркой плиткой азулежу, скопившиеся вдоль шумных набережных и великолепную природу--пляжи на берегу океана, скалы,леса и парки.  Путешествие сюда обещает быть насыщенным самыми разными впечатлениями.

Архитектурное путешествие: Лиссабон , Португалия (1 день)

Своё путешествие мы начнём с Лиссабона- столицы Португалии, - яркого самобытного города с разноцветными домами, шустрыми старинными трамвайчиками, улочками, выложенными мелкой белой плиткой. В этом городе много солнца, ослепительно светлых площадей , чистого ясного неба, на фоне которого пестрят красные черепичные крыши. Но среди старинных улочек и на просторных набережных можно найти неожиданно много самобытных современных объектов, которые , тем не менее, выражают дух и атмосферу Португалии.

Для своего путешествия я составила несколько карт с интересными постройками .Вот первая. На ней то, что я непосредственно посетила. Попорядку.

лиссабон карта

Итак, начнем путешествие…

День 1. 6 июня 2015 года, суббота

Небольшой минус путешествия в Портгалию-долгий перелёт с пересадками. В общей сложности мой перелёт в Лиссабон получился следующим-3 часа полёта до Вены ( с хорошим обедом), 3 часа пересадка в Вене ( в хорошем аэропорту с быстрым бесплатным вайфаем), 3 часа полёта из Вены в Лиссабон ( с хорошим ужином). Общая продолжительность с 14:40 до 22:30. Так что в городе мы были уже поздно вечером. За 10 доехали на такси до отеля (нужно отметить, чт водители ездят с огромными скоростями , при том, что  местность в Лиссабоне гористая ). Заселение в отель заняло некоторое время, так как наши апартаменты были отдельно на другой улице, зато нам очень повезло с обстановкой в доме и в кваритире. Во-первых мы попробовали прокатиться на старинном лифте с раздвижной дверью. А во-вторых  внутри апартаментов нас ждали две спальни с балконами, ванная с туалетом, гостиная, кухня (с холодильником, микроволновкой,чайником, плитой и всей необходимой посудой)..Так что мы остались довольны.

День 2. 7 июня 2015 года, воскресенье

[11:00]

Свой первый день в Лиссабоне мы начали с просмора исторической части города. Со своей улицы  Rua do Conde de Redondo мы вышли на Av. de Liberdade - широкий бульвар шириной 90 м и длиной 1100 м со множеством зелёных насаждений и пешеходных дорожек , на котором был развёрнут воскресный базар со множеством разных товаров , начиная с традиционных сумок и браслетов из пробки и керамических магнитиков по типу традиционных изразцовых плиток азулежу до сыра и фотографий. Перекусив на этом же рынке салатами,паштейшами ( традиционная португальская слоеная  булочка с  заварным кремом )кофе и соком мы отправились к  одной из главных площадей - Росиу, расположенной рядом с однойменным вокзалом. Площадь Роси́у (порт. Praça Rossio), официальное название Площадь Педру IV (порт. Praça de D. Pedro IV) -   получила своё название в честь императора Педру. В центре площади установлен памятник ему. Колонна со статуей императора имеет 27 метров в высоту, украшена мраморными аллегориями Справедливости, Мудрости, Силы и Умеренности.

Rossio_Lisboa.
Lisboa streets

После площади Росиу (довольно большой и по ощущениям жаркой из-за палящего в тот день солнца) мы пошли по одной из главных улиц -вдоль ярких цветных домов. Мимо нас по узкой колее рельсов переодически проносился шустрый лиссабонский трамвай.

Lisboa tram

[14:00]

Неспеша мы вышли к Торговой площади  -тоже огромному пространству , вымощенному белыми булыжниками. Надо  отметить , что улицы во многих португальских городах вымощены булыжником или белой плиточкой .

Торговая площадь (порт. Praça do Comércio) — , также известна как Дворцовая площадь, так как находится на месте дворца Рибейра, разрушенного в 1755 году землетрясением. После землетрясения площадь была полностью реконструирована.  Симметричные здания на площади были заполнены государственными бюро, регулировавшими таможенные вопросы и деятельность порта. Основной достопримечательностью стала статуя короля Жозе I в центре площади, торжественно открытая в 1775 году. Этот бронзовый памятник, единственный посвященный королю Лиссабона, спроектировал Жоаким Машаду де Каштру, известный португальский скульптор того времени.

В солнечный день Торговая площадь , окруженная ярко-жёлтыми зданиями с аркадами, выглядет особенно по-летнему. В одном из торцов огромная арка за котрой оживленная пешеходная улица. С противоположной же стороны площадь примыкает к набережной широкой реки Тежу .

Торговая площадь (порт. Praça do Comércio)

[15:00]

После площади мы прошли по пешеходной улице за аркой и , съев мороженое ,направились к лифтовому подъемнику и смотровой площадке Элевадор-ди-Санта-Жушта (порт. Elevador de Santa Justa) или, иначе, Элевадор-ду-Карму (порт. Elevador do Carmo). Ажурное сооружение подъёмника выполнено из чугуна, фасады  декорированы в неоготическом стиле. Высота подъёмника — 45 м, высота между связываемыми уровнями — 32 м.

Elevador de Santa Justa

С верхнего уровня открывается потрясающий вид на красные черепичные крыши Лиссабона ,холм с замком Св. Георгия ,набережные и реку Тежу.

Lisboa

Спустившись с подъемника,мы отправились пообедать на соседнюю пешеходную улицу . Обед получился средиземноморским- лосось на гриле,сардины,устрицы ,вино.

[16:00]
Затем мы прокатились на трамвае ,маршрут которого проходил по улице с очень сильным углом наклона. Вначале даже не представлялось возможным,что трамвай сможет совершить такое путешествие.

Lisboa tram

Трамвай привёз нас в небольшой жилой район, расположенный на террасах. Пройдя несколько ,идущих в гору улиц, мы вышли к небольшому парку, из которого открывался прекрасный вид на крыши Лиссабона, а также на фонтан, нижней терассы, в котором купалась местнаая ребетня, на детскую площадку и абрикосовые дерьвя.

[18:00]

Мы неспеша  спустились по терассам в центр города. Затем зашли в один из ресторанчиков на одной из пешеходных улиц.

Отужинав, мы решили вернуться в отель, и когда дошли туда, то уже так устали, что решили лечь спать. Впереди предстоял сложный день.

День 3. 8 июня 2015 года, понедельник

Как  оказалось, по понедельникам в Португалии закрыты почти все музеи, поэтому  мы перенесли свою поездку в Синтру на другой день. А этот день решили посвятить современной архитектуре.

[11:00]

Мы отправились в восточную часть Лиссабона , к району  , застроенному во время Экспо, проходившей в Лиссабоне в 1998 году. Добирались на метро. Для этого купили карточку за 1,90€   и , спустя несколько остановок, мы были на месте. Через 15 минут дошли от метро до этого района.

[11:30]

Зона для ЭКСПО 98  охватывает 50 гектаров.

Чтобы справиться с ожидаемым потоком посетителей, была разработана программа включающая:

• новый мост Васко да Гама (самый длинный в Европе)

• новая линия лиссабонского метро с 7 станциями (5 были готовы к открытию)

• новый главный мультимодальный терминал,( поезда, метро, автобусы и такси) , названный Gare do Oriente, архитектор Сантьяго Калатрава .

Во время проведения выставки было два типа павильонов: тематические и региональные.

Пример тематических павильонов:Павильон будущегоПавильон виртуальной действительности , Павильон Португалии Павильон знаний . Пример региональных  павильонов: Павильон Азорских островов , Павильон Мадейры .

Часть павильонов остались после выставки, но поменяли свою функцию, некоторые павильоны были демонтированы.

Сегодняшняя , так называемая , зона «Экспо» является современным районом города с населением около 28 тыс. жителей.

Lisboa

При подходе к павильонам мы сразу обратили внимание на необычные в духе южных тёплых стран малые архитектурные формы. К примеру, на достаточно большое расстояние протянулся небольшой бассейн , выложенный разноцветной плиткой. Вода в него стекала из  красных пирамид, расставленых с промежутками. Другой пример - весёлые полосатые скамейки, над которыми возвышались огромные жёлтые зонтики.

Первый павильон , который мы увидели - Павильон знаний, был закрыт, поэтому  мы , к сожалению,  не попали в него.

***

Зато рядом был уже следующий объект- Лиссабонский океанариум (порт. Oceanário de Lisboa) по проекту Питера Чермайефа (англ. Peter Chermayeff), построенный в 1998 году и состоявший из двух корпусов, соединенных стеклянным переходом. Первый корпус-инопланетное с виду здание, из массивных бетонных кубов, стоял прямо в воде бухты. В пространствах между кубами , можно было увидеть тропическую зелень, кроме того серый массив разбавляли несколько небольших цветных объемов. Над  всем этим массивом была стеклянная кровля. В общем и целом суровое  и мощное с виду сооружение.

Лиссабонский океанариум (порт. Oceanário de Lisboa)

Новый корпус (выполнен бюро  campos costa arquitectos ) был более "лёгким". Белый кубический объем был покрыт снаружи  белыми керамическими плитками в форме чешуек. По нижней части куба шло, спрятанное за чешуйчатыми рамами ,остекление.

Рядом с океанариумом находился Teatro Camões -, построенный по проекту португальского архитектора Manuel Salgado в 1998 году. Это огромные ярко синие объемы колосниковой коробки, равномерно расчлененные синими , сильно выступающими карнизами, и возвышающиеся над пальмами и небольшим водопадиком. Театр Camões несёт в себе характерные черты Португальской архитектуры- минимализм в объемах и цветовом решении, монолитность , цельность и простота композиции , но при этом применение нестандартных решений.

Изначально театр  использовался для Лиссабонского симфонического оркестра, а в настоящее время в нём выступает Национальный балет Португалии.

Teatro Camões

Обойдя театр и прилегающий сад ,  мы вышли на набережную , c  которой слева уже было видно знаменитый мост Васко да Гамы- самый длинный мост в Европе
С набережной можно было добраться  на фуникулёре до башни Васко да Гамы - огромного отеля с мощными конструкциями, по стилю исполнения,напоминающего амбициозные дубайские проекты.

[13:00]

Мы сели в вагончик фуникулёра ,  и через минуту нам открылся потрясающий вид на гавань и прилегающие прибрежные территории- благоустроенную набережную с разными садами,площадками и водоёмами, массивный океанариум, словно плавающий в бухте, павильон Португалии с выгнутой кровлей огромного пролёта, Арену ,похожую на летающую тарелку, таможенный терминал, с невероятной красоты ферменными конструкциями, виднеющиеся в далеке навесы вокзала Ориенте и конечно же постепенно приблежающуюся башню Васко да Гамы.

После высадки из фуникулёра мы отправились смотреть башню вблизи. Мощные белые пространственные конструкции огромного сечения, поддерживающие смотровую площадку, и придающие зданию очертания паруса, конечно создают неизгладимое впечатление. Тем более что , нам повезло с погодой- было жарко и солнечно , и сквозь конструкции то и дело под разным ракурсом пробивались солнечные лучи, что создавало очень красивое воздушное, лёгкое впечатление.

Башня Васко да Гама - The Vasco da Gama Tower , высотой 145 м, построена по проекту  Leonor Janeiro, Nick Jacobs and SOM (Skidmore, Owings and Merrill). Стальная конструкция, представляющая парус каравеллы, была собрана инжиниринговой компании Martifer.

Башня Васко да Гама - The Vasco da Gama Tower

Территория около башни была благоустроена. В скверах и на набережных применена геопластика- сформированы рельефные треугольные холмики. Есть небольшие водоемы. Встречаются арт-объекты.

Вдоль набережной располагался  квартал с современными жилыми домами , но наш путь лежал в обратную сторону - к Павильону Португалии. Мы шли через множество небольших скверов Парка Нации, любуясь пальмами, цветущими деревьями и маленькими водоемчиками . По дороге мы зашли пообедать в один из ресторанчиков на набережной.

Павильон Португалии

[15:00]

Так мы постепенно дошли до Павильона Португалии ( Pavilion of Portugal ) , построенного по проекту Alvaro Siza в  качестве представительского павильона Португалии для Международной выставки в 1998 году. Этот павильон обладает самым длинным ( больше 50 метров) подвесным бетонным козырьком . На настоящий момент в этом объекте проводятся временные выставки, но до сих пор не обозначилось его «полезное» применение.

***

Посмотрев павильон Португалии мы подошли к знаменитому вокзалу Ориенте (порт. Gare do Oriente — Восточный вокзал). Вокзал был построен к ЭКСПО’98 архитектором  Сантьяго Калатравой, часто черпающим вдохновение в природе, о чем можно судить и  по деревоподобным переплетающимся колоннам из стекла и стали, которые украшают навес над платформами вокзала, построенного вокруг уже существовавшей железной дороги. Сегодня это главный железнодорожный узел страны, откуда можно уехать практически куда угодно.

Lisbon_Gare_de_Oriente

Этот вокзал - яркий пример южной архитектуры. По сути он не имеет ограждающих конструкций , в пространствах залов гуляет ветер, и конечно в жаркий летний день это даёт свежесть, однако в плохую погоду или другое время года, на территории вокзала  становится достаточно прохладно.

[15:30]

С вокзала Ориенте мы поехали на метро к вокзалу и станции Cais do Sodré , откуда уже на трамвае отправились в Belem .

[16:15]

Район Лиссабона - Белем ( Belem) тесно связан с историческими открытиями. Именно отсюда отправлялись принц Генрих Мореплаватель, собравший первую зарубежную экспедицию, чтобы завоевать Марокко, Барталамеу Диаш, первым обогнувший мыс Доброй Надежды, Фернан Магеллан, Васко да Гама, проложившие морской путь в Индию, Христофор Колумб останавливался здесь на обратном пути после открытия Нового Света.

Благодарные горожане по приказу королей возводили памятники, такие как Монастырь Жеронимуш (Mosteiro dos Jeronimos) и Башня Белем (Torre de Belem), прославляя своих героев, открывших новые торговые пути и возможности для Португалии.

Монастырь Жеронимуш (Mosteiro dos Jeronimos)
torreDeBelem
monument_discoveries

Современники были не менее благодарны и в 1960 году воздвигли 54-метровый Памятник Первооткрывателям (Padrao dos Descobrimentos) , представляющий собой нос корабля с парусами. Во главе – Генрих Мореплаватель, за ним на восточной стороне – Король Афонсу V, Васко да Гама, открывший морской путь в Индию, далее: Педру Альвареш Кабрал, открывший Бразилию, Фернан Магеллан, первый европеец, пересекший Тихий океан, Диогу Кана, установивший в долинах Конго-колонну с крестом - символом господства Португалии. На площади перед памятником из цветного мрамора выложена огромная роза ветров и карта мира.

[16:45]

Другой интересный объект архитектуры , расположенный рядом, - Культурный центр Белем (Cultural Centre of Belém)  был построен в очень короткий срок (1989-1992) по проекту архитекторов Vittorio Gregotti и Manuel Salgado , и занимает в общей сложности 100 000 квадратных метров .

Здание состоит из структурных блоков с внутренними дворами и" патио площадей", которые соединяют три основные структуры. Каждый центр разделен поперечной улицой, которая соединяет интерьеры здания, таким образом являясь продолжением исторической городской структуры Лиссабона.

Культурный центр Белем (Cultural Centre of Belém)

Ещё один интересный объект на набережной - Altis Belém Hotel  , от RISCO architects со складными солнцезащитными панелями. Издалека кажется , что панели покрыты тонкими нитями, однако вблизи видно , что это металлические полосы.

На площади Altmarkt около Kulturpalast была ярмарка в честь весеннего урожая. Конечно же я поужинала ( за 6€ картофель, мясо и квашеная капуста)  и ещё потом за 2€ купила мои любимые творожные пончики , которые кладут в бумажный кулёк, посыпают сахарной пудрой , а потом их нужно есть , накалывая на деревянную палочку.

Altis Belém Hotel

[17:30]

Последний объект, который мы посмотрели в этот день , был наверное самым запоминающимся. «Центр исследования неизвестного» Фонда Champalimaud (Champalimaud Center for the Unknown )Центр, посвященный исследованиям в сфере онкологии и неврологии, построенный по проекту архитектора Чарльза  Корреа ( Charles Correa Associates with RMJM Hillier & Consiste)  .

Center for the Unknown.jpg

Center for the Unknown

"Комплекс из трех сооружений организован вокруг открытого для публики «променада», по диагонали идущего через участок к океану. ....Также публике доступен прилегающий парк и открытый театр,  обращенный к воде: там проводятся концерты и лекции.

Кроме него, в комплекс входит основной корпус с диагностическими и процедурными кабинетами и исследовательскими лабораториями. Все его 4 яруса выходят во внутренний сад, имитирующий, по мысли Корреа, бразильский тропический лес. Пространства для пациентов и для ученых связывают стеклянные 2-уровневые «разрезы» и остекленный вестибюль.
Рядом находится меньшее здание — с административными помещениями фонда, аудиторией, выставочным залом и столовой. Эти два корпуса соединены на уровне верхнего этажа 20-метровым пешеходным мостом, заключенным в стеклянную трубу.

Корреа использовал для облицовки зданий местный известняк, из которого также выстроена Башня Белем, а для вымостки плазы и променада — традиционный для Португалии гранитный булыжник." (источник Archi.ru)

Общее впечатление от здания и его территории очень приятное. Всё благоустроено , и сделан хороший дизайн общественных зон , поэтому вечером здесь прогуливалось много людей, наслаждавшихся  закатом. С террас у здания открывался великолепный вид на реку, сам же комплекс выглядел особенно красиво за счёт нежного цвета известняка. Плиты были гладкими на ощупь и ещё больше подчеркивали обтекаемость объемов здания. Сквозь овальные "вырезы" в объеме основного корпуса виднелся внутренний сад- таким образом гуляющий рядом челдовек мог получить общее вечатление от внутренних пространств здания, при этом не нарушая их приватности, а посетители , находившиеся внутри , имели возможность видеть сквозь эти " вырезы " яркое голубое небо, тем самым ощущая тесную связь с окружающей средой. К сожалению, мы не попали внутрь. Но мы обошли здание со всех сторон, полюбовались стеклянным хай-тековским переходом , смело соединяющим наверху два соседних корпуса , увидели  окна с ярко оранжевыми откосами в основном блоке , прошли через каменный амфитеатр.

На этом завершился наш второй архитектурный день в Португалии. Мы поехали обратно в центр и поужинали в одном из ресторанчиков у площади Россиу. Но в следующие дни  нас ждали новые путешествия- на этот раз в Синтру ( город с мавританским замком и сказочным дворцом) и Кашкайш ( самую западную точку Европы и город с самобытной современной архитектурой) . И это ещё не всё.

Так что, продолжение следует....